ПОЛОЖЕНИЕ об учебном кабинете (ФГОС ООО)



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с.Терезе им. Героя РФ Чочуева Х.А.»

 

 

Рассмотрено:

На педагогическом  совете

Протокол №1

От 29.08. 2014г.

Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ №5 с.Терезе»

__________Р.Р.Узденов

30.08.2014г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебном кабинете (ФГОС ООО)

в МКОУ «СОШ №5 с.Терезе»

 

 

  1. Общие положения

1.1 Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися,  методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с соответствии со с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными стандартами общего образования,  ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19682), санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).

1.3. Оснащение учебного кабинета должно обеспечивать возможность:

— достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

— развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;

— овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

— индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

— формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

— проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

— проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;

— создания обучающимися материальных и информационных объектов.

 

  1. Требования к учебному кабинету

2.1.Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.

2.2.Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствие с требованиями ФГОС ООО.
2.3.Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.

2.4.Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

2.5.Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях.

2.6.Наличие планов и отчётов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.).

2.7.Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

2.8.Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

— государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);

— рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);

— правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

— материалы, используемые в учебном процессе;

-выставочные работы обучающихся;

-рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к    различным формам диагностики;

-классный уголок.

2.9.Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

2.10.Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе,  программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

 

  1. Оборудование учебного кабинета

3.1.Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.

3.2.Оснащение учебных кабинетов основной ступени общего образования должно обеспечиваться:

-оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся;

-набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса;

-автоматизированное рабочее место (АРМ) включает компьютерное рабочее место и специализированное цифровое оборудование;

-программное обеспечение, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

-традиционные средства обучения по предметным областям, которые содержат различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

3.3.В учебном кабинете оборудуется удобное рабочее место для педагогического работника: рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий, экспозиционные устройства, инструменты и приспособления в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.
3.4.Рабочее место педагогического работника оборудуется классной доской, которая должна быть изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

3.5.Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.

3.6. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, состояния зрения и слуха. Организация рабочих мест должна обеспечивать возможность выполнения практических и лабораторных работ в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса.
3.7.При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

-между рядами двухместных столов — не менее 60;

-между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

-между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;

-от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;

-от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

-от первой парты до учебной доски – не менее 240;

-наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

-высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

3.8.Полы в учебных кабинетах должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

3.9.Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям современного дизайна для учебных помещений.

 

  1. Организация работы учебного кабинета

4.1.Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью.

4.2.В целях сохранности учебно-методической базы и УМК приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа работающих в нем педагогов. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом и настоящим Положением.

4.4.Заведующий учебным кабинетом:

-планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;

-максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

-выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

-осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;

-принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

-при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей.

 

  1. Требования к документации кабинета

5.1.Наличие приказа об открытии учебного кабинета;

5.2.Наличие приказа о назначении заведующего кабинетом;

5.3.Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов, ЦОР, ЭОР и др;

5.4.Наличие инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

5.5.Наличие правил техники безопасности и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

5.5.Наличие правил пользования кабинетом;

5.6.Наличие акта приемки кабинета на предмет подготовки к функционированию;

5.7.Наличие графика занятости кабинета;

5.8.Наличие плана работы кабинета на учебный год и перспективу;

5.9. Анализ работы кабинета.

5.10.Состояние учебно-методического обеспечения кабинета:

Перечни:

-измерители выполнения федерального государственного образовательного стандарта, усвоения образовательной программы, рабочей(их) программ по предметам:

— учебно-методическая, художественная и пр. литература,

— дадактический и раздаточный материалы;

— ЭОР, ЦОР.

Образец составления перечня демонстрационных, дидактических и прочих материалов

№ п/п Тема класс Наименование Количество
         
         

 

  1. Оценка деятельности кабинета

6.1. Выполняется на основании «Положения о смотре кабинета» один раз в год.

6.2.По результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате и размер оплаты.

6.3. Организация смотра-конкурса учебных кабинетов

Смотр-конкурс организуется в МКОУ «СОШ №5 с.Терезе» один раз в год, на основании приказа директора, утверждаются сроки проведения и состав конкурсной комиссии.

Критерии оценки деятельности кабинета

Направление Критерии Балл
1.Оборудование кабинета 1.Наличие паспорта кабинета и плана обновления его учебно-методического оборудования.

2.Укомплектованность кабинета необходимым учебным оборудованием (в соответствии с перечнем).

3. Порядок хранения оборудования в кабинете.

4.Обеспеченность материалами образовательного стандарта:  справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературой, учебными и дидактическими пособиями для самостоятельных работ и практических занятий.

Наличие электронных (ЭОР) и цифровых (ЦОР) образовательных ресурсов:

— электронные тесты, таблицы;

— обучающие программы;

— электронные практикумы;

— иллюстрации на электронных носителях;

— электронные версии уроков;

— презентации уроков, внеклассных мероприятий;

— лекции;

— сборники задач и упражнений.

5.Порядок систематизации и хранения учебников, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературы, учебных и дидактических пособий для самостоятельных работ и практических занятий, сборников задач и упражнений.

6.Наличие папок со сменным материалом для стендов; качество систематизации этих материалов.

7. Культура оформления материалов для стендов.

8. Наличие и состояние технических средств обучения, обеспечение условий для их использования и хранения в кабинете

 
2.Эстетика оформления учебного кабинета 1Соблюдение единого стиля в оформлении кабинета.

2.Привлекательность содержания материалов на стендах и способ их размещения.

3.Оформление рабочего места учителя.

4. Оптимальность организации пространства кабинета

 
3.Соблюдение правил техники безопасности и нормативных санитарно-гигие­нических требований 1.Наличие в кабинете инструкций по технике безопасности, журнал инструктажа обучающихся по соблюдению норм техники безопасности.

2.Регулярность проветривания помещения.

3.Наличие противопожарного инвентаря (для учебных мастерских, лабораторий и кабинетов, в которых оно необходимо).

4.Чистота помещения и мебели.

5.Соответствие мебели росту обучающихся.

6.Правильное размещение штор в кабинете (темные шторы в простенках, тюль должен доходить только до середины окна).