Образовательная программа предшкольной подготовки



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с.Терезе»

Принято:

На педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.2016

Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ №5 с.Терезе»

_____________Р.Р.Узденов

___ _____ 2016г.

 

«Школа раннего развития»

 

Образовательная программа

 по классу предшкольной подготовки

детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРЕЗЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование

программы

 

 

 

Программа по классу предшкольной подготовки

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Школа раннего развития»

 

Сроки

реализации

 

1 год

 

Исполнители и соисполнители

 

Педагогический коллектив школы, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители

 

 

 

Законодательная база разработки программы

 

 

Закон РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. №3266-1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

Федеральный закон РФ №83-ФЗ от 08.05.2010

«Санитарно-эпидемиологическими требования к условиям, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.2821-10»

Концепция Образовательной системы «Школа 2100»;

Требования ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы(утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373);

Устав образовательного учреждения

Положение об организации предшкольной подготовки в МКОУ «СОШ №5 с.Терезе»

Положение ОУ о порядке предоставления дополнительных платных услуг

 

Полное название учебного заведения

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждени «Средняя общеобразовательная школа №5 с.Терезе имени Героя РФ Чочуева Х.А.
 

Адрес

школы

 

ул. Ленина,13

 

Организационно-правовая форма

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 

Учредитель

 

Администрация

Малокарачаевского муниципального района

КЧР

 

Пояснительная записка

В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.

С целью преемственности образования в МКОУ «СОШ №5 с.Терезе» осуществляется подготовка к обучению в начальной школе детей старшего дошкольного возраста.

Программа подготовки детей «Школа раннего развития» разработана в соответствии с

— Законом РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. №3266-1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

— Федеральным законом РФ №83-ФЗ от 08.05.2010

— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.2821-10»

— Концепцией Образовательной системы «Школа 2100»;

— Требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы(утв. приказом Минобрнауки РФ от 6октября 2009 г. №373);

— Уставом образовательного учреждения

— Положением об организации предшкольной подготовки в МКОУ «СОШ №5»

— Положением ОУ о порядке предоставления дополнительных платных услуг

Цели программы:

  1. Реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания детей предшкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
  2. Обеспечение достижения детей физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач.

Задачи программы:

  1. Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие) .
  2. Подготовить детей к обучению именно в лицее (работа в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками).
  3. Учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей.
  4. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
  5. Выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
  6. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

— содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике предшкольного образования на базе лицея;

— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей предшкольного возраста;

— основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательного процесса;

— предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

  1. a) Личностно ориентированные принципы
  • Принцип адаптивности.Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей предшкольного возраста.
  • Принцип развития.Основная задача – целостное развитие личности ребёнка и готовность к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности.Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

  • Принцип целостности содержания образования.Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • Принцип смыслового отношения к миру.Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знаниядля меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
  • Принцип систематичности.Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Задача предшкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • Принцип овладения культурой.Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности.Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
  • Креативный принцип.В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

4) мотивационная готовность.

Программа реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов.

— «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)». Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В. Чиндилова и др. – М.: «Баласс», 2010.

— Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. – М.: «Баласс», 2011.

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 3-4 (5-6 лет). – М.: «Баласс», 2012

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет. Часть 1-2. – М.: «Баласс»; «Школьный дом», 2011

— Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И. Здравствуй, мир! Часть 4. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: «Баласс», 2011

— Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. «Баласс», 2012

— Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012

 

Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Содержание программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей и предназначена для детей 5-6 летнего возраста.

Возрастные особенности детей предшкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Педагог помогает ребёнку понять его новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможности со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит пред ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует усвоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Серьёзное внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в предшкольной группе. Интерес к школе развивается естественным путём через посещение занятий в группе подготовки к школе, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающий интерес детей к новой социальной позиции «Хочу стать школьником» с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры проводятся ежедневно.

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении педагога с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Педагог старается разнообразить практику общения с каждым ребёнком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда учит ребёнка новым умениям, способам действия; по типу равного партнёрства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослыми, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6-ти лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться их преодолеть. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

На базе школы в группе предшкольной подготовки «Школа раннего развития» осуществляется только познавательная деятельность, которая представлена следующими разделами:

Развитие элементарных математических представлений (Занимательная грамматика)
Ознакомление с художественной литературой и развития речи (В гостях у Слова)
Обучение грамоте
Развитие экологических представлений (Я и мир)
Художественное конструирование (Город мастеров)
Изобразительное искусство (Рисование)
Развитие музыкальности (Веселые нотки)
Физическая культура (Уроки-Неболейки)

 

Учебный план

Виды занятий Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в год
1 Развитие элементарных математических представлений (Занимательная грамматика) 3 96
2 Ознакомление с художественной литературой и развития речи (В гостях у Слова) 3 96
3 Обучение грамоте 2 64
4 Развитие экологических представлений (Я и мир) 2 64
5 Художественное конструирование (Город мастеров) 1 32
6 Изобразительное искусство (Рисование) 1 32
7 Развитие музыкальности (Веселые нотки) 2 64
8 Физическая культура (Уроки-Неболейки) 2 64
9 Итого 15 480

 

Реализация принципа преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность дошкольников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.

 

Основные группы общеучебных умений:

  • интеллектуальные(умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
  • организационные(определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
  • коммуникативные(слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
  • оценочные(учиться оценивать результаты своей работы).

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

В Образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.

В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием проблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

Режим пребывания детей в школе

Занятия в группе предшкольной подготовки проводятся 5 дней по 3урока. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям организации обучения продолжительность занятия в группе предшкольной подготовки составляет 30 минут. Между занятиями – динамические паузы по 10 минут.

Общая схема организации занятия

  1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию(3–5 мин.).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

  1. понимать, что от него требуется в игре;
  2. определить, может он играть в эту игру или не может;
  3. определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

  1. Затруднение в игровой ситуации(1–3 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

  1. Открытие нового знания или умения(5–7 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

  1. Воспроизведение нового в типовой ситуации(5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

  1. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

  1. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи:

  1. что нового узнали;
  2. где новое пригодится.

Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

 

Примерное расписание занятий

 

День недели День недели День недели
  Понедельник   Вторник   Среда
1 Азбука 1 Азбука 1 Природоведение
2 Письмо 2 Математика 2 Математика
3 Рисование 3 Музыка 3 Физкультура
День недели День недели День недели
  Четверг   Пятница   Суббота
1 Азбука 1 Математика 1  
2 Письмо 2 Физкультура 2  
3 Музыка 3 Технология 3  

 

Расписание звонков

1 смена

 

Время Перемена
1 08.30 – 09.05 15 мин.
2 09.20 – 09.55 15 мин.
3 10.10 – 10.45 15 мин.

 

2 смена

 

Время Перемена
1 11.30 – 11.35 15 мин.
2 11.50 – 12.25 15 мин.
3 12.40 – 13.15 15 мин.

 

Познавательная деятельность

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова

(Пособия «По дороге к Азбуке», ч.3 и 4, «Наши прописи», ч. 1 и 2, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина)

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образов речи. Учитывая необходимость подготовки ребёнка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5-6-ти лет:

  1. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
  2. развитие грамматического строя речи;
  3. развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
  4. развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  5. обучение звуко-слоговому анализу слов;
  6. развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы

  1. Лексическая и грамматическая работа:

— обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

— употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи:

— ответы на вопросы, участие в диалоге;

— подробный пересказ текста по зрительной опоре;

— составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии

картинок;

  1. Развитие слуховой культуры речи и фонематического слуха:

— знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

— знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

— «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу:

— звуковой анализ состава слогов и слов;

— дифференциация понятий «звук» и «буква»;

— соотнесение букв и звуков.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

В результате работы дети могут:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе и с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • задавать свои вопросы;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять звук в начале слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги.

 

Развитие музыкальности (Веселые нотки)

Цели:  воспитывать  у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные  впечатления.

Задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Программа  построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с  доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Требования к уровню подготовки дошкольников

 

К концу обучения дошкольники должны

знать :

-мелодию государственного гимна, знать, что во время его исполнения надо вставать;

творчество разных композиторов;

-произведения разного жанра;

-части произведений.

уметь:

-эмоционально откликаться на выражение в музыкальных произведениях чувства настроения;

-петь выразительно, правильно передавая мелодию;

-петь индивидуально и коллективно ;

-выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;

-выполнять танцевальные движения.

Развитие экологических представлений                                      ( Здравствуй мир )

Содержание обучения и воспитания.

В подготовительной группе у ребѐнка развиваются психо — познавательные

процессы, побуждающие его активно и самостоятельно изучать окружающую среду.

Задача педагога – помочь ребѐнку через мотивационную игру научиться свободно

ориентироваться в окружающей его действительности.

 

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,

эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребѐнка

средствами курса окружающего мира. Организуя познание, важно раскрыть детям

сущностные особенности предметов, способствовать освоению методов познания и

видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность,

исследовательский подход к объектам окружающей действительности.

 

Важная цель данного курса – помощь ребѐнку в формировании личностного

восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру. Это открывает перед

дошкольником возможности действовать в повседневной жизни разумно и

самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своѐм

поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого

труда.

 

Знакомство с техникой, машинами и механизмами, свойствами и разновидностями

различных материалов на основе опытно-экспериментальной деятельности,

разнообразными видами труда взрослых, профессиями обеспечивает дальнейшее

вхождение ребѐнка в современный мир, приобщение к его ценностям.

 

Знания о явлениях природы расширяются, уточняются при знакомстве с

растительным и животным миром в разных уголках планеты. Особое внимание

уделяется формированию у детей обобщѐнных представлений на основе выделения

характерных и существенных признаков природных объектов и зон.

 

Задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания продолжает

оставаться главной. Сюда входит воспитание ценностных ориентаций в поведении и

деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной

и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для

ребѐнка формах; формирование представлений о природе как едином целом, о человеке как части живой природы. Детям помогают понять роль человека в

нарушении целостности всей экосистемы планеты, освоить некоторые правила

поведения в ней.

 

Обогащаются и уточняются знания ребѐнка о самом себе, своей семье,

ближайшем социальном окружении, культурно-исторические и географические

знания, дети также знакомятся с наиболее важными для мировой цивилизации

открытиями и изобретениями. Это позволяет воспитывать толерантное отношение и

уважение к традициям других народов, формируются этические нормы и правила

поведения в обществе, умение соблюдать правила безопасности.

 

Данная программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она

позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребѐнка со всей окружающей его

действительностью.

 

Цели курса « Окружающий мир» для дошкольников – 1) научиться объяснять

окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; 2)

способствовать развитию дошкольников; 3) знакомство с родным языком и развитие

речи.

 

Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов.

 

Благодаря такой постановки задачи в ребѐнке воспитывается аккуратность

словоупотребления и дисциплину мышления, именно эти элементы общей и научной

культуры готовят детей к будущему освоению научного языка.

 

Общая задача всех занятий по курсу «Окружающий мир» — формирование

навыков общения, активация и обогащение словарного запаса, развитие моторики,

внимания и мышления.

 

В основе занятий лежит игра, важную роль выполняют слушание рассказов, сказок

и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных

материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные

ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно

меньше рассказов – это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы,

пробуждающие фантазию и творчество детей, педагог незаметно руководит

творчеством ребѐнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий

мир и его закономерности.

Большинство занятий строятся в рамках технологии « самостоятельного

открытия детьми нового знания»:

 

1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей

знаний. Воспитатель задаѐт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей.

 

2-й этап – мотивационная игра.

 

3-й этап – затруднение в игровой ситуации и поиск выхода из затруднения

(открытие новых знаний).

 

4-й этап — самостоятельное применение « нового» в других игровых ситуациях.

 

5-й этап – повторение и развивающие задания.

 

6-й этап – итог занятия.

Введение в художественную литературу

Автор О.В. Чиндилова

(Пособие «Наши книжки»)

Главная ценность данного возраста – стремление к самостоятельности суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать; готовность к чтению «с продолжением» произведений большого объёма.

Круг чтения. Читательские интересы старших дошкольников довольно разнообразны. Они с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе, о животных, о своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе.

Предметное содержание

Малые жанры фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки.

Сказки фольклорные и литературные.бр. Гримм, А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков, К. Чуковский, В. Катаев, Д. Биссет и др.

Сказочные повести А. Милна, А. Толстого, Н. Носова, А. Линдгрен и др.

Стихи А. Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Д. Хармса, Саши Чёрного, Л. Каминского, С. Маршака, Я. Бжехвы, С. Михалкова, Ю. Тувима, Я. Акима, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Кушнира, В. Левина, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, Р. Мухи, Э. Мошковской, Г. Остера и др.

Пьесы Д. Самойлова, С. Козлова и др.

Рассказы Е. Пермяка, Л. Каминского, Д. Хармса, Н. Сладкова, В. Сутеева, В. Бианки, Э. Шима, В. Голявкина, Н. Носова, С. Баруздина, В. Берестова, Г. Цыферова, Ю. Коваля и др.

Художественно-речевая деятельность:

— совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми ( в центре обсуждения – нравственные и иные проблемы, затронутые в произведении, выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр.);

— декламация, чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе;

— «оживление» иллюстрации, проигрывание сцены;

— свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор;

— озвучивание, иллюстрирование, конструирование и пр.;

— ролевые, творческие, литературные игры.

 

В результате работы дети могут:

— слушать и слышать художественный текст;

— эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

— слушать чтение, рассказ педагога вместе с группой сверстников;

— выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;

— отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

— запоминать отдельные слова, выражения из текста;

— выражать своё отношение к прочитанному, услышанному;

— пересказывать основное содержание текста по зрительной опоре;

— восстанавливать последовательность содержания с помощью зрительных опор;

— узнавать и называть некоторые литературные жанры.

 

Введение в математику

Программа математического развития дошкольников является начальным звеном

единого непрерывного курса математики: дошкольники — начальная школа –

старшая школа. Предлагаемая программа математического развития дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса « Моя математика» для четырѐхлетней начальной школы.

 

Автором программы учитывается тот факт, что готовность к школьному обучениюопределяется прежде всего тем, в какую деятельность умения и знания включены.

 

Развитие дошкольника понимается как развитие ориентировочных действий со свойственными для дошкольников образными средствами решения задач, продвижение от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного детства и осознанному отношению к собственной деятельности.

 

Цель курса – всестороннее развитие личности ребѐнка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

 

Задачи обучения:

1) развитие основных групп общеучебных умений:

интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

-организационных (определять цель деятельности, планировать еѐ, работать по предложенному плану, оценивать полученный результат);

-коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);

-оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях).

2) Формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей:

 

-умение производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;

 

-умение читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

 

-узнавать в объектах окружающего мира изученные геометрические формы;

 

-строить цепочки рассуждений.

 

3) Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу обучения в целом.

4) Развитие внимания и памяти.

5) Развитие креативности и вариативности мышления.

 

В курсе выделяются несколько содержательных линий

 

 

  1. Числа.

Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики.

Раскрывается это понятие в процессе счѐта предметов и в процессе измерения величин.

Формирование представлений о количественном числе происходит на основе  действия замещения. На основе наглядных моделей формируется представление о количественных отношениях (поровну, больше, меньше).

В процессе пересчитывания предметов в какой-либо группе формируются представления о порядковом числе (каждому предмету при пересчитывании присваивается его номер в группе). Из известных детям натуральных чисел от 1 до 10 выстраивается ряд, рассматриваются понятия следующего и предыдущего числа.

Выделенные величины измеряются с помощью различных мерок (полосок бумаги, шагов) и результаты измерения фиксируются с помощью числовой карточки. Эта работа позволяет сформировать у детей представления о числе как мере величины и о зависимости между выбранной меркой и полученным в результате измерения числом.

Важное место в подготовительном курсе математики занимают практические действия с группами предметов: объединение групп предметов в целое, разбиение множества на классы. В ходе этой работы вводятся понятия целого и части.

  1. Величины.

У детей формируются представления о таких величинах, как длина, объѐм, масса.

Перечислю основные этапы работы с величинами:

а) выясняются и уточняются представления детей о выделенной величине на основе их жизненного опыта;

б) две однородные величины сравниваются визуально, путѐм наложения, приложения, с помощью ощущений;

в) три-пять однородных величин ранжируются от меньшей к большей и наоборот; сравниваются между собой;

г) выбранная величина измеряется с помощью произвольно выбранной мерки, и результат измерения фиксируется с помощью числовой карточки.

  1. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

В основе умения решать задачи лежит умение составлять математические рассказы на основе реальных или разыгранных сюжетов, рисунков и отвечать на поставленный воспитателем вопрос, требующий решения арифметической задачи.

Этапы работы с арифметическими задачами.

а) Выполняя практические действия с реальными предметами, дети комментируют свои действия.

б) От практических действий с предметами дети переходят к выполнению действий « по представлению», с опорой на рисунки, которые дают возможность усмотреть и пересчитать данные и искомые величины. Дети выделяют данные величины и составляют по ним рассказ.

в) Инсценирование задач.

  1. Элементы геометрии.

На этапе дошкольного образования у детей формируется представления о

геометрических фигурах — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Они

рассматриваются как целостные объекты, без выделения существенных признаков.

Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.

Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, выстраивают из них узоры.

 

  1. Элементы логического мышления.

Задания на развитие логического мышления направлены на развитие ассоциативного мышления (объединение предметов в группы по их назначению, происхождению), простейшие логические построения (закономерности из геометрических фигур), начало формирования у детей представлений об отношениях между родовидовыми понятиями

и видовыми понятиями на основе моделей.

 

  1. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

На этапе дошкольной подготовки формируются пространственные представления: слева — справа, вверху — внизу, впереди — сзади, близко — далеко, выше — ниже. У детей формируются временные представления.

 

  1. Конструирование.

Детское конструирование используется как практическое моделирование реальных и абстрактных объектов. В процессе этой работы дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков.В основу программы положен принцип построения содержания « по спирали». На

каждой ступени дошкольного образования рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности.

В основе организации обучения лежит проблемно-диалогическая технология. Новое знание открывается детьми с помощью воспитателя путѐм анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Курс «Моя математика» для дошкольников связан с курсом риторики, окружающем миром, информатикой.

 

Продолжается работа по развитию речи; формируются основы логического мышления, элементарной математической речи.

В соответствии с федеральным базисным учебном планом и примерными программами  дошкольного образования курс « Моя математика» изучается в младшей, средней и старшей группах. Курс математики составляет 96 часов,( по 3 часа в неделю).

 

Занятия по математике ориентированы на формирование у детей необходимого набора умений, который даѐт возможность успешно изучать в школе не только математику, но и другие предметы. Курс математики формирует у детей данного возраста математические представления, и развивает их речь и мышление, мелкую моторику руки, умение владеть карандашом и ручкой, конструировать из бумаги, пластилина и

деталей конструктора.

 

В результате работы дети могут:

  • называть числа от 1 до 10;
  • продолжать заданную закономерность;
  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.)
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или в целом;
  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчёта.

 

Лепка. Аппликация. Конструирование.

Цель: Формирование у детей умений и навыков в лепке, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Основные задачи:

1)продолжить знакомство детей с различными изобразительными материалами, особенностями их обработки, необходимыми инструментами и их применением;

2)развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук;

3) помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя;

4) учить детей организовывать собственную деятельность.

Программа предполагает проведение три занятия в месяц. Продолжительность занятия 30-35 мин. Общее количество учебных занятий в год – 11

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Лепка по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.

«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.

Тематическое планирование занятий по лепке (1ч в 2 недели,11 занятий в год)

В результате работы дети знакомятсяс

— правилами передачи движений человеческой фигуры и животных;

— правилами составления узоров на плоских и объёмных формах;

— с историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами;

— с новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и украшения работы.

Дети могут:

— под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

— объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

— изготавливать объёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

— дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

— поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

— использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

Ожидаемые результату по конструированию к концу шестого года:
• У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
• Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей.
• Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
• У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
• Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции.
• Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).
• Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
• Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют .
• Развивается творчество, изобретательство.
• Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении строек, поделок.
• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос сгибом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
• Учатся пользоваться ножницами, клеем.
• Развивается деловое и игровое общение детей.

К концу года дети должны уметь:
• использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств
• преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя;
• сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

В результате работы дети знакомятсяс

— правилами работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками;

— новым инструментом – линейкой и правилами её использования;

— понятием «симметрия».

Дети могут:

— рационально использовать материалы для работы;

— выбирать и обосновывать приёмы работы и использовать различные инструменты;

— строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;

— изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу;

— правильно изображать основные элементы изделий народных промыслов (филимоновского, дымковского, гжельского, хохломского, городецкого и т.д.);

— правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

— привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.

 

Конструирование и ручной труд

 

  1. Основные материалы и инструменты. Различные конструкторы, бумага, картон, природный материал (шишки, каштаны, жёлуди, сушёные листья, семечки и т.п.)
  2. Содержание работы.

Учить анализировать свою работу (передача характера, формы, объёма, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), анализировать образцы, вносить изменения, дополнения. Учить планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, по готовой выкройке). Учить новым способам складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.

Изделия из бумаги, картона

 

 

Деревянный конструктор

 

Лего

 

Ткань

Природный материал

Осенний букет (оригами). Коробочка. Бусы. Транспорт (автобус и др.). Сувенир в подарок. Ветви ели. Ёлочные игрушки. Танк. Самолёт. Закладка для книг и учебных тетрадей.

Мост с двумя пролётами. Корабль. Подводная лодка. Что хочешь? Ангар и самолёт. Замок короля. Наш детский сад. Крепость.

Самолёты. Корабль. Дом. Что хочешь? Ракета. Робот. Машина. Повозка. На другой планете. Загадка для друга (по замыслу).

Цветы из лент. Салфетки. Игольница в подарок. Кукла (сворачиваем ткань).

Бусы из рябины и т.п.; Ваза. Подставка для карандашей.

В результате работы дети знакомятсяс:

— правилами работы с различными природными материалами;

— правилами работы с рисунками, готовыми выкройками, шаблонами, трафаретами и чертежами.

Дети могут:

— при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях;

— анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;

— выполнять работы по условиям и по замыслу;

— усложнять, преобразовывать работу;

— правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе;

— анализировать свою работу;

— поддерживать порядок на рабочем месте.

Перечень учебных принадлежностей

  • Комплект пособий, рекомендованных программой
  • Карандаши (цветные и простые)
  • Точилка
  • Ластик
  • Набор цветных авторучек
  • Ножницы
  • Числовой и буквенный веры
  • Клей
  • Пластилин
  • Клеёнка
  • Стека
  • Цветная бумага
  • Картон

«Изобразительное искусство».

Рисование

 

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 5-7лет, разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности (рисованию) для ДОУ.

Цель: Формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое воспитание изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

Обучать приемам модульного рисования.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц. Продолжительность занятия 35 мин. Общее количество учебных занятий в год –32часа. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год ( итоговый – в мае).

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

«Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

«Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

«Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Литература, используемая при написании программы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 3-4 (5-6 лет). – М.: «Баласс», 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет. Часть 1-2. – М.: «Баласс»; «Школьный дом», 2011
  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И. Здравствуй, мир! Часть 4. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: «Баласс», 2011
  4. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012
  5. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. «Баласс», 2012
  6. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). – М.: «Баласс», 2006
  7. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. – М.: «Баласс», 2011.
  8. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2009
  9. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: «Баласс», 2011
  10. «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)». Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В. Чиндилова и др. – М.: «Баласс», 2010.